Большой Брат смотрит на носки

12

Как компания IDI сумела собрать досье на каждого взрослого американца

Лайк в фейсбуке, покупка новых носков и оплата обеда в столовой — все это интересно крупным компаниям, которые строят свой бизнес на основе Big Data. В США крупнейшим коллекционером подробностей частной жизни считается компания IDI, которая готова за умеренную плату предоставить доступ к частной жизни практически любого американца. Как граждане США оказались под колпаком абсолютно легального бизнеса — в материале «Газеты.Ru».

Среднестатистический человек в современном мире практически каждый день оставляет данные о себе, будь то пост в Facebook, покупка носков, заполненная анкета в кофейне или оформление очередной банковской карты. Все это превращает профессию сыщиков, а также других «охотников» за информацией о людях в нечто качественно иное — им больше не нужно рыскать по соседям и выуживать из них подробности жизни объекта слежки. Достаточно воспользоваться многочисленными базами данных, которые жадно собирают любую информацию о людях, живущих онлайн.

К примеру, крупнейшей на американском рынке считается компания IDI (Interactive Data Intelligence), которая за год своего существования успела собрать информацию практически на каждого взрослого американца. Законодательство США позволяет коллекционировать открытую информацию о совершеннолетних гражданах, что буквально развязывает руки подобным компаниям.

Как утверждает руководство IDI, данные, которые они кропотливо собирают, позволяют централизовать и в последующем продавать своим клиентам. Покупателями, как пишет Bloomberg, являются компании частного сыска, страховые и адвокатские фирмы, а также долговые коллекторы.

Базы данных компании, получившие название idiCORE, хранят общедоступные записи из архивов о покупательских данных и демографических и поведенческих факторах.

Проще говоря, покупатели информационных массивов могут узнать, какие продукты предпочитают американцы в конкретном городе, куда путешествуют отдыхать и в какое время заглядывают в закусочную.

Предприятие поставило перед собой цель по сбору доступных сведений о каждом взрослом жителе США. Издание отмечает, что IDI стала первой с такими амбициозными планами.

Исполнительный директор компании Дерек Дабнер заявил, что система включает в себя не только ту информацию о совершеннолетних американцах, которая содержится в других базах данных (как правило, граждане попадают в них, оформляя себе недвижимость или устраиваясь на работу).

Аналитики отмечают, что подобные базы, с одной стороны, могут быть полезными в поиске пропавшего человека, но в большинстве своем представляют собой «ужасающе полное» досье на совершенно обычных людей. Дабнер отмечает, что «интернет помнит все», а это значит, что неудачные фотографии или все ошибки, которые человек совершает на протяжении жизни, могут быть записаны и в последующем повлиять на будущее.

Государственный сектор США также имеет единую базу личных данных каждого американца, в том числе и несовершеннолетних детей, но они хранятся в строго закрытом доступе. В России ведомства пока не имеют возможности объединить всю имеющуюся о гражданах информацию, но с недавних пор инициатива по созданию единой базы прорабатывается.

Так, в конце июля премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил создать единый информационный ресурс, на котором будет собрана информация о всех россиянах. Инициативу поддержал и советник президента по вопросам интернета Герман Клименко, отметив, что это «вещь полезная и для государства важная».

Кроме того, государство волнует вопрос с регулированием такого явления, как Big Data, — очевидно, что мелочи вроде передвижений человека в течение дня или предпочтения в еде больше мелочами не являются: на первый взгляд незначительные данные могут быть собраны различными компаниями и использованы как мощный инструмент для собственных целей.